19/07/2024
Рекомендации Евгения Глухоедова
Запуск бизнеса по франшизе – вполне подходящий вариант для тех, кто хочет открыть своё дело, но пока не имеет серьёзного предпринимательского опыта. Во время экономической турбулентности франшиза может стать неплохой инвестицией, если, конечно, потенциальный франчайзи ответственно подошёл к процессу и выбрал эффективного франчайзера. О некоторых важных нюансах выбора качественной франшизы порталу Biz360.ru рассказал совладелец розничной сети «Икорный» Евгений Глухоедов.
Досье
Евгений Глухоедов – 36 лет, совладелец федеральной розничной сети «Икорный», сооснователь и CEO группы компаний «Обонато». Эксперт в сфере построения партнёрства и эффективных бизнес-отношений.
Франшиза – пожалуй, самый быстрый способ вхождения в бизнес, нечто среднее между стартапом и размещением денег на банковском депозите с целью их преумножить. То есть это что-то вроде симбиоза двух стратегий получения дохода. Франшиза сочетает в себе лучшее от предпринимательства в плане заработка и от депозитного вклада в плане безопасности.
Риски человека, который захотел открыть, допустим, парикмахерскую или розничный магазин по франшизе, существенно ниже чем риски, если бы он запускал эти проекты с нуля как собственный бизнес. Потому что в случае франшизы он выходит на рынок, кишащий «акулами», не один на один с ними, а вооружённый проверенной бизнес-моделью, с пониманием, как действовать, какие именно шаги нужно предпринимать, чтобы деятельность стала успешной.
Естественно, речь в этом случае идёт о настоящей и честной сделке. И об ответственном франчайзере, который не бросит новичка один на один с проблемами. И о франчайзи, который прислушивается к рекомендациям и не наступает на грабли предшественников.
С чего начать? Для начала нужно определиться со сферой деятельности. Нужно чётко понимать, чем именно вам хочется заниматься, к какому роду занятий у вас имеются способности. Сразу нужно просчитывать, насколько потенциальная сфера деятельности имеет перспективы в ближайшей и дальней перспективе, каковы её преимущества и риски, как сильно заполнен похожими предложениями рынок.
Следующий этап – выбор франчайзера, надёжного партнера, которому можно доверять. Этот этап включает в себя анализ учредительных документов, поиск сведений об уплате налогов, выручке, штрафах – в этом посодействуют сайты ФНС и СФР. Нужно тщательно изучить всю доступную информацию о компании: сколько лет она существует, число действующих точек, сотрудников, успешных партнёров, какую репутацию заработала и т.д.
Лучше ориентироваться не только на отзывы из интернета как франчайзи, так и потребителей услуг или продуктов, но и найти франчайзи и пообщаться лично. И здесь важно, чтобы предпринимателю в той компании, которую он рассматривает для сотрудничества, дали контакты любых действующих франчайзи: успешных, неуспешных – неважно.
Третий шаг – проверка финансовой модели. Это может быть схематичный PnL-документ, где показаны доходы и расходы, просчитывается окупаемость. Презентация, таблицы, графики, которые показывают скорость возврата вложенных инвестиций, сумму заработка, чистой прибыли.
Одно из заблуждений начинающего предпринимателя-франчайзи связано с большим количеством конкурентов в выбранной сфере деятельности. У кого-то сразу опускаются руки, и… он упускает шанс. Много – это не признак того, что ему будет сложно с ними тягаться. Важно не количество конкурентов, а число их слабых мест. И возможность превратить эти слабости в собственные преимущества. Или занять нишу, которую не смогли осилить соперники.
Основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников открывал первую пиццерию в своём родном Сыктывкаре, в котором на тот момент было 15 подобных заведений. Для города с населением менее 250 тысяч человек – рынок переполнен. Любой, кто использовал формальный подход, махнул бы рукой – поляна занята, пойду искать другое место, или, например, переключился бы на другую деятельность. А Овчинников стал изучать недостатки каждого из заведений. Он заказывал у всех, сравнивал, находил изъяны во вкусе, в качестве обслуживания, скорости доставки. Проработал все слабые места и стал лидером. Сначала в своём городе, потом завоевал любовь всей страны.
Один из страхов новичка – нарваться на мошенников или просто недобросовестных франчайзеров. На рынке немало сомнительных предложений с непонятными бизнес-моделями. Есть и те, кто работает по франчайзингу с единственной целью: вовлекать в него неопытных предпринимателей и благодаря им получать лёгкий доход.
Фейковая франшиза – не миф, хотя по сути её не существует в реальности. Особенно это сейчас актуально в сфере инвестиций. То есть, «франчайзеры» заявляют: у нас есть модель, мы вас научим зарабатывать деньги на вложениях. А по сути это франшиза-однодневка с целью развести на деньги.
Если внимательно изучить каталог франшиз 2024 года, то в общей сложности в списке из примерно из 3,5 тысяч предложений только сотня-полторы из них – это топ-франчайзеры с успешным опытом, ещё около 500 – не топы, но реальные компании, дающие обратную связь, поддерживающие, развивающие своего «подшефного». А остальные – если и не фейки, то не вполне добросовестные франчайзеры или стартаперы, владеющие одним-двумя магазинами, открывшимися полгода назад, и заявляющие, что собираются выходить на федеральный уровень.
Что в поведении франшизодателя должно насторожить:
На мой взгляд, при продаже франшизы презентация рисков – обязательный этап. Мы стараемся убедиться, что потенциальный франчайзи правильно их оценивает и осознаёт вероятность наступления этих рисков. 10 лет назад мы убедились, что наш магазин приносит деньги. Тестировали нужные настройки лет пять, довели до тридцати собственных точек продажи, поработали так ещё год и поняли, что теперь обладаем компетенциями, которые отличают нашу сеть от стартапа. А если бы начали раздавать франшизу 10 лет назад, то франчайзи пришлось выступить в роли подопытного кролика и, скорее всего, он оказался бы в сложном положении.
Иногда франчайзи по неопытности или из-за безответственного подхода к проработке важнейших позиций может наломать дров. Вот основные ошибки, которые могут не только помешать процветанию, но и сгубить бизнес на корню.
Основные причины ошибок франчайзи, приводящие проект к закрытию:
В нашем случае, когда речь идёт о небольших рыбных магазинах, продавцы – это женщины среднего возраста 40-55 лет, у них более ясное восприятие реальности и ответственный подход к работе. Мы отбираем коммуникабельных людей с чёткой дикцией, обучаем стандартам торговли и обслуживания, которые мы сами разработали. Есть список фраз, которые нельзя говорить в определённых обстоятельствах. Запрещены пышные прически и бижутерия. Наш продавец должен быть в состоянии готовности: увидеть, когда покупателю требуется помощь и подойти, а не виться вокруг него с раздражающими вопросами.
Бытует мнение, что франшиза – это чуть ли не пассивный доход, но это утверждение слишком поверхностно. Если франчайзи будет уделять работе мало внимания, то риски прогореть начнут появляться как грибы после дождя. Развитие бизнеса напрямую зависит от его вовлечённости в операционную деятельность: контроль всех процессов, отслеживание продаж, коммуникация с сотрудниками.
Если персонал видит, что хозяин не появляется вживую, а звонит раз в месяц с вопросом, где моя выручка, возникает большая проблема в виде демотивированных сотрудников. Продавец перестаёт чувствовать нужность и ценность своего дела, начинает халатно относиться к обязанностям или ищет более погруженного в работу шефа.
Основные статьи расходов при открытии бизнеса по франшизе:
Паушальный взнос – это плата за возможность вести деятельность от лица известной торговой марки, а также компенсация репутационных потерь, если вдруг партнёр окажется неквалифицированным или недобросовестным предпринимателем и дискредитирует товарный знак. В паушальный взнос заложены расходы компании на этапе запуска франшизы. Паушальный взнос не ограничивается никакими рамками, он может достигать нескольких миллионов рублей или не браться вовсе.
Период становления франчайзи на ноги зависит от размера и характера бизнеса. Если это небольшой салон, пекарня или магазин, то от принятия решения стать бизнес-партнёром до открытия точки можно уложиться за месяц (с учётом подбора помещения, ремонта, формирования коллектива). В самых сложных ситуациях – например, попался несговорчивый арендодатель или вдруг задержалась поставка оборудования – срок может растянуться до двух-трёх месяцев.